mikle97 (mikle97) wrote,
mikle97
mikle97

Categories:

PSYOP Корейской войны. ч.2

Сразу после окончания Второй мировой Военный департамент США расформировал бОльшую часть подразделений психологической войны, существенно сократил планирование психологических операций и учения подразделений PSYOP. К 1947 году в Главном штабе армии остался только один офицер занимавшийся вопросами PSYWAR, а из армейских частей психологической войны остался только небольшой отряд (примерно 20 человек) в Форт Рили, причем отряд входил в состав батальона "агрессоров" (представлял условного противника на армейских учениях). К 1949 армия исключила PSYOP из учебных программ армейских частей и военных училищ и также исключила соответствующее оборудование из табелей имущества.
Но все же к 1950 ситуация стала несколько выправляться. В июне 1950, за три дня до начала Корейской войны в Главном штабе армии была вновь создана секция психологической войны.

В штабе же Дальневосточного командования ВС США в июне 1950 подразделение психологической войны находилось в составе Разведывательного управления штаба (G-2) и носило название "отделение специальных проектов" (“Special Projects Division”). Отделение состояло всего из 6 человек под командованием Уодэлла Грини (Woodal Greene), полковника в отставке, ветерана PSYWAR на Тихоокеанском ТВД ВМВ. С началом войны они взялись дело весьма решительно - уже 28 июня было написано, переведено, отпечатано и сброшено над Южной Кореей 12 миллионов листовок. Еще через сутки, из студии Вещательной корпорации Японии в Токио (Japan Broadcasting Corporation) начал свое вещание "Голос командования Объединенных наций".

Вот некоторые образцы первых листовок Корейской войны:


Портрет МакАртура и текст: - "Слушайте каждый день в 21.00 на частоте 950 правдивые радиопередачи из штаб-квартиры МакАртура". На обратной стороне листовки от имени МакАртура обещалось гуманное обращение с пленными, "как это принято у цивилизованных наций".




Вторая листовка, с портретами МакАртура и Трумена была направлена на повышение морального духа южных корейцев. Там сообщалось что генерал МакАртур уже отправился в Корею чтобы взять под личный контроль процесс оказания международной военно помощи. "Его знание Дальнего Востока и всемирно признанный военный гений будут иметь огромное значение в борьбе за свободу и независимость Кореи"


И снова МакАртур с соратниками - генералы Элмонд, Уиллоугби, Райт, Уитни.

В течение первых 30 дней войны было сброшено 30 миллионов листовок 9 различных образцов.

Сразу стало ясно что для масштабных задач людей не хватало и отдел Грини стали укреплять персоналом из секции гражданской информации и образования Дальневосточного командования (FEC Civilian Information and Education section), Информационной службы Госдепа США (U.S. Information Service), корейского отдела Агенства экономической кооперации. К осени в состав отдела специальных проектов вошли также 4 офицера ВВС и офицер ВМС. К 31 октября общее число л/с достигло 25 человек
К январю 1951 Отдел Специальных проектов был переименован в Управление Психологической войны Дальневосточного командования (Psychological Warfare Branch (PWB) Far East Command), в штате которого состояло 15 офицеров, 6 рядовых и 34 гражданских служащих и переведен из подчинения Разведывательного управления (G2) в подчинение Оперативному управлению (G3). Именно эта организация определяла стратегию и общую тактику ведения психологических операций в ходе Корейской войны.
Также в ходе войны пришло понимание необходимости наличия специальных воинских частей для проведения психологических операций. В октябре 1950,в Форт Рили была создана 1-я Группа листовок и радиовещания (the 1st Radio Broadcasting and Leaflet Group) которая должны была обеспечивать проведения PSYWAR стратегического уровня. Группа под командованием полковника, состояла из трех рот (всего около 300 человек л/с): штабной - административные вопросы и планирование операций; роты печати (reproduction company) - печать газет, листовок и прочего визуального материала; и мобильной роты радиотрансляций. В Корею группа была переброшена в июне-августе 1951 года.

В течение войны стратегическая пропаганда Дальневосточного командования опиралась на серию PSYOP-кампаний, каждая из которых была спроектирована для акцентирования определенных тем, с целью вызвать антикоммунистические настроения у целевой аудитории (основных целевых аудиторий выделялось четыре: войска противника, гражданское население противника, войска Южной Кореи, гражданское население Южной Кореи).
Например кампании Blizzard (1951 г.) и Dragon (1952) были привязаны к рождественским и новогодним праздникам по Западному и Восточному календарю. Планировалось в ходе кампаний организовать эксплуатацию обостряющегося в период этих праздников чувства ностальгии по оставленному дому и семьям у китайских и корейских солдат и акцентировать внимание на желании Командования Сил ООН добиться мира. Другие кампании к примеру эксплуатировали идею раболепия КНДР перед Китаем и Китая перед СССР и пытались играть на националистических и патриотических чувствах китайских и корейских солдат (планы Sellout, Swindle).
План кампании Deadline (затем Hold up и Deedlock) был также нацелен на демонстрацию стремления Сил ООН добиваться заключения мирного соглашения на переговорах и препятствование этому со стороны "коммунистов". Для этого печатались листовки с выпусками новостей о ходе переговоров и разъяснениями позиции Командования Сил ООН. Кстати, параллельно разрабатывались и планы кампаний на случай окончательного срыва переговоров ( Rupture, Severance). Вся вина за гипотетический срыв понятно возлагалась на противника. Но при этом, одновременно разрабатывался план (Concord) и на случай успеха переговоров - тут понятно все заслуги записывались на счет ООН.

В течение 1951 года было сброшено 160 миллионов листовок 100 различных типов, а за войну в целом счет сброшенных листовок уже пошел на миллиарды. Именно листовки считались основным средством пропаганды, а радиопередачи - вторичным. Корейская война считается некоторыми американскими историками пиком использования пропагандистских листовок в смысле их качества и разнообразия


Армейский печатник работает с печатным прессом.

Основные полиграфические мощности Дальневосточного командования были сосредоточены на полевой печатной фабрике в Кавасаки

Фабрика была оснащена 3-х цветными печатными прессами Вебендорфер, каждый из мог печатать от 192 000 до 1 280 000 листовок в день (в зависимости от того использовалась рулонная или листовая бумага, печать в три цвета или в один, размера листовок и.т.д.). В ходе Корейской войны основным стандартом считались трехцветные листовки размером 5,25 на 8 дюймов.





90 процентов листовок первого года войны было доставлено на место авиацией и 10 процентов артиллерией 1-й дивизии морской пехоты и 7-й пехотной дивизии.
Для сброса с воздуха в основном использовались бомбардировщики В-29, базировашиеся в Йокоте (Япония). В-29 брал на борт 32 агитбомбы М-16-А, в каждой из которых содержалось от 22500 до 45 000 листовок (в зависимости от размера). Одна бомба обеспечивала покрытие с нормальной плотностью листовками одной квадратной мили




В феврале 1951 командование ВВС сформировало 3 специлизированных авиакрыла воздушного снабжения и коммуникаций (580, 581, 582 aerial resupply and communications (ARC) wings). Их задачей было как снабжение по воздуху партизанских и разведывательно-диверсионных групп так и PSYOP. В состав такого крыла, входила помимо прочего полиграфическая эскадрилья (reproduction squadron), а на вооружении крыла кроме B-29 состояли тяжелые транспортники С-119 (4 машины), самолеты-амфибии SA-16 и вертолеты Н-19А


А вот специализированных агитснарядов у американских артиллеристов не было. Приходилось использовать дымовые снаряды 105-мм гаубицы, в которых вместо канистры дымом заряжалось около 400 листовок. В отличие от авиации, артиллеристы доставляли листовки с большой точностью и в любую погоду. За войну они доставили около 100 миллионов листовок


8-я армия США, которая непосредственно вела боевые действия в Корее к началу войны вообще не имела в своем штабе специалистов по психологической войне и там пришлось разворачивать дело с нуля. Ну об этом в следующей части.


Продолжение следует???
Tags: fm, psyop, Военная история, Война в Корее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments