mikle97 (mikle97) wrote,
mikle97
mikle97

Category:

Вьетнам, PSYWAR. ч.4

Теперь перейдем к действиям американцев.
Доктрина психологической войны и тактика PSYOP в армии США 60-х регламентировались двумя уставами: FM 33-1 Psychological operation. U.S. army doctrine и FM 33-5 Psychological operation. Techniques and procedures.

ps1

Цели, возможности, термины и тактика PSYOP (согласно FM 33-1 и 33-5).


Из FM 33-1 1968 г.:
Цель PSYOP – помочь командующему в проведении общевойсковой операции, влияя на отношение и поведение.
FM 33-5 - Psychological operations can be used effectively in any type of operation from employment as a strategic weapon in a general war to a tactical unconventional warfare. PSYOP могут использоваться эффективно в любом типе операций, от использования как стратегического оружия в глобальной войне до тактических неконвенционных боевых действий.

FM 33-1
Психологическая операция (PSYOP) – спланированное использование пропаганды и других мер для влияния на мнения, эмоции, отношение и поведение враждебных, нейтральных или дружественных групп таким путем, что бы это способствовало достижению определенных целей.
PSYOP снижает уровень морали и боевой эффективности войск противника, способствует появлению диссидентов и перебежчиков, сопротивления существующему враждебному режиму, способствует развитию сотрудничества с населением, поддерживает мораль союзных войск и населения территорий оккупированных противником, противодействует вражеской пропаганде и подрывной деятельности, осуществляет поддержку тайных и дезинформационных операций. Психологические операции могут проводиться при глобальной и ограниченной войне, как часть стабилизационной операции, при партизанской войне, для работы с военнопленными и интернированными лицами, для поддержки гражданских властей.

В зависимости от целевой аудитории и масштаба задач существуют следующие категории PSYOP – стратегическая, тактическая, консолидирующая.

Стратегическая PSYOP направлена на значительную часть населения страны. Целью такой операции обычно является уменьшение эффективности работы правительства внутри страны, ухудшение имиджа руководства, уничтожение воли к вооруженному сопротивлению, эксплуатация моральных установок, которые ослабляют единство и силу целевой страны. Данные операции проводятся частями PSYOP, находящимися в прямом подчинении командующего американскими войсками на ТВД. Наиболее предпочтительные средства распространения пропаганды – радио, ТВ, сброс листовок с больших высот.

Тактическая PSYOP направлена против враждебных военных или иррегулярных военизированных группировок для снижения их боевой эффективности, а также против гражданских лиц, для предупреждения препятствования проведению тактических общевойсковых операция, уменьшению числа жертв, получения поддержки дружественным силам. Как правило направлена на получение результата в короткие сроки.

Консолидирующая PSYOP – направлена на население дружественных территорий или территорий оккупированных дружественными войсками с целью развития максимально эффективного сотрудничества с мирным населением.


Пропаганда – любая форма общения созданная для влияния на мнения, эмоции, отношение и поведение с целью прямых или косвенных выгод для ее создателя.

Пропаганда классифицируется, в зависимости от обозначения принадлежности ее источника, как белая, серая и черная.

Белая п. – источник распространения п. открыто обозначает свою действительную принадлежность для целевой аудитории.

Серая п. – принадлежность источника открыто не обозначается, целевая аудитория может лишь о ней догадываться.

Черная п. - источник распространения п. намеренно вводит в заблуждение целевую аудиторию относительно своей действительной принадлежности.

Преимуществом серой и черной п. является, что пропагандист может затрагивать такие темы и использовать такие техники, которые недопустимы для белой пропаганды. Также, из-за неопределенности действительного источника, она менее уязвима для контрпропаганды противника. К техникам серой и черной п. относятся распространение слухов и сплетен, анекдотов требуемой направленности, изготовление и распространений фальшивых денег, документов, продовольственных карточек и.т.д., выступления от имени противника, дискредитирующие его. Источники черной п. могут тайно действовать на территории контролируемой противником. Черная пропаганда чаще используется как элемент стратегической PSYOP. Также, такие виды пропаганды могут вызывать большее доверие целевой аудитории, так как не несут на себе изначальное клеймо «пропаганда противника».
Использование черной п. требует особой осторожности, чтобы избежать идентификации с действительной стороной, что затрудняет координацию усилий черной и белой пропаганды в одной операции.

К правдивости распространяемой информации, данная классификация прямого отношения не имеет.

Основная цель п. достигается последовательным решением следующих задач:

1. Захват и удержание внимания целевой аудитории. Пропагандист должен создавать материалы, направленные на определенную аудиторию, соответствующие ее кругу интересов.

2. Завоевание доверия. Достигается использованием правдивой или правдоподобной информации.

3. Влияние на эмоции, отношение и мнения целевой аудитории, с целью достижения желаемого поведения в нужное время.

Другие меры – события или инциденты, оказывающие влияние на мнения и поведение людей. Могут включать в себя демонстрации, денежные выплаты, тактические военные операции, выборы и.т.д. Преимущества созданные данными событиями, могут усиливаться целенаправленной пропагандой.

Средства распространения пропаганды :

1.Личное общение, распространение слухов – часто используется черной и серой пропагандой

2.Звуковещательные установки – подходят для использования в противопартизанских, тактических, консолидационных операциях. Могут использоваться установки переносные, смонтированные на джипах, грузовиках, бронетехнике, воздушного базирования (на самолетах и вертолетах). Плохо подходят для горной местности.

3.Печатная продукция – листовки и пр. Способы доставки – действия наземных войск (патрули, разведгруппы), артиллерийские снаряды 105 мм М84 и 155 мм М118, листовочные бомбы, минометные и наземные мины, авиабомбы, упаковки листовок с детонаторами, обеспечивающими подрыв упаковки в воздухе, после сброса с самолета.

ps5
Листовочная бомба

ps9

4.Теле и радиостанции.


Защита от психологических операций противника.

Лучшей защитой от PSYOP противника является высокий уровень выучки, информированности и мотивации личного состава, что достигается соответствующими тренировками и информационными программами.
Кроме этого, по решению командования могут проводиться т.н. заградительные (denial) операции, в ходе которых захватывается или уничтожается персонал и оборудование PSYOP противника, глушатся его передачи, источники враждебной информации подвергаются цензуре. Также проводятся контрпропагандистские кампании.
В целом, FM33-1 указывает, что в большинстве случаев лучший способ – это игнорировать PSYOP противника и вести свою, наступательную психологическую кампанию. То же касается и контрпропаганды – указывается, что прямое опровержение заявлений пропаганды противника следует применять с большой осторожностью. Контрпропаганда должна быть наступательной – либо работать на опережение пропаганды противника, либо работать с темами которые противник избегает.

Войсковые части PSYOP армии США.
Эти части имеют модульную структуру и состоят из групп управления и оперативных команд различной специализации, количество и соотношение которых меняется в зависимости от поставленных задач.
Существуют три типа группы управления –command and control team AA, AB, AC – соответственно управление роты, батальона и группы PSYOP.
AA может управлять 3-7 оперативными командами, АВ управляет 5-ю группами АА, АС – осуществляет оперативное управление всеми PSYOP на ТВД.

Типов оперативных команд насчитывается 29:

FA – пропаганда.
Как правило, нацелена на определенный регион или этническую группу, для чего должна иметь в составе специалиста по языку/культуре данного региона/группы.
Занимается непосредственным планированием пропагандистских кампаний, определяет темы и цели кампаний.

FВ – пропаганда (аудио). Насчитывает 17 человек, под руководством FA занимается звукозаписью пропагандистских текстов.

FС – пропаганда (разведка). Добыча информации существенной для PSYOP, путем анализа захваченных документов противника, допроса пленных, перебежчиков, интернированных и.т.д.

FD – пропаганда (аналитика)

FE – пропаганда (графика). Подготовка к печати макетов листовок, постеров, памфлетов. Для большей эффективности, может усиливать персоналом из местного населения.

Оперативные команды типов GA, GB, GC, GD отвечают за различные этапы производства печатной продукции – изготовление клише, печатание, разрезка и упаковка продукции и.т.д.

Оперативные команды серии H – это легкие мобильные группы, для работы в полевых условиях, поддержки аэромобильных, воздушно-десантных, противопартизанских операций, действий войск специального назначения.

НА – мобильный аналог FA.

HB – команда звуковещательных установок. (переносных, на автомобильном шасси, дистанционно управляемых и.т.д.)

HC – мобильная полиграфическая команда,

HD - мобильный аналог FЕ.

HE – мобильная команда по демонстрации аудио-визуальной продукции (кино и мультфильмов). Также занимается распространением печатной продукции, изучением общественного мнения.

Оперативные команды типов IA, IB, IC, ID – радиовещание (создание передач, их трансляция, перехват и анализ пропагандистских радиопередач противника)

Оперативные команды типов JA, JB, JC, JD – также как и команды серии G отвечают за различные этапы производства печатной продукции, но оснащены тяжелым оборудованием с высокой производительностью – до 2-х миллионов листовок в день.

Команды типов KA, KB, KC, KD (консолидация) отвечают за психологическую работу с военнопленными и гражданским населением в тылу своих войск. Создание и распространение, печатной, кино и радио продукции, управление и контроль местных СМИ.

LA- полиграфия, массовое производство печатной продукции с использованием иероглифов.

BA – материально-техническое обеспечение, ремонт полиграфического оборудования, радиоаппаратуры.

ps2
Типовая структура батальона PSYOP для стратегических операций

ps7

Типовая структура батальона PSYOP для тактических операций

ps8

Типовая структура батальона PSYOP для консолидирующих операций


ps3
Типовая структура группы PSYOP

ps4

Типовая структура роты PSYOP в составе группы войск специального назначения.

ps6
штат отделений PSYOP в штабах корпуса, дивизии и бригады.

Дальше рассмотрим американские PSYOP во Вьетнаме.

продолжение следует...
Tags: fm, psyop, война во Вьетнаме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments